Архитектор. Пат Панакос - интервью с прародителем вейк-парков.
Источник: Wakeboarding Magazine, Денни Хампсон, 23 августа 2016 года
Крис Гаррисон
Как Пат Панакос создал концепцию современных вейк-парков и продолжает ее развивать…
Мы часто слышим - “Человек-легенда”. Пожалуй, в спорте стало модным навешивать подобные ярлыки по поводу и без повода. Хотя, конечно, иногда этим титулом по праву награждаются и те, чьи достижения прошли испытание временем и чьи имена навсегда вошли в спортивную историю. Это те люди, которые заставили переосмыслить отношение к вейкбордингу и которые действительно стали легендами.
Но даже среди этой элитной группы спортсменов, инноваторов, разработчиков и инженеров, многие ли могут похвастаться тем, что они сделали революцию в вейкбординге?
Вот уже на протяжении 17 лет Пат Панакос, в прямом смысле слова, задает тренды в индустрии вейкбординга. С молотком и гвоздями, со сварочным аппаратом и реверсом System 2.0, Пат изменил облик этого вида спорта, создав в нем новое измерение, которое открыло новую эру в истории вейкбординга и обеспечило ему долгую жизнь. Для тех, кто еще не слышал о Пате Панакосе, сообщим, что его карьера в вейкбординге насчитывает 20 весьма плодотворных лет.
Все началось с того, как украв студенческий билет своего брата, Пат получил первые бесплатные уроки катания на вейке от Брюса Клема в Университете штата Флорида, а затем отправился в Орландо и стал членом популярной команды Lake Pickett, в состав которой также входили Скотт Баерли и Гатор Лутгерт.
Получив такую серьезную школу катания и уроки от ребят вроде Баерли и Томаса Хоррелла, Пат почувствовал, что с него недостаточно катера и впервые задумался о строительстве фигур. Поработав некоторое время в местной строительной компании, он приобрел некоторые строительные навыки и стал настоящим корифеем в создании всевозможных препятствий и трамплинов, благодаря чему новый спорт вобрал в себя элементы водных лыж, сноуборда и скейта.
Одержимость фигурами для вейкбординга кульминировала на первых соревнованиях с их использованием - The Carnival в 1999 г., символически проводившегося в день рождения Баерли и демонстрировавшего исключительно вейкбординг с искусственными препятствиями. The Carnival проходил на небольшом озере к востоку от Орландо, и после завершения мероприятия, Пат всерьез задумался о создании первого в мире вейк-парка.
Совместно с Баерли он приступил к созданию The Projects, первой серии вейк-парков, в которых использовались исключительно канатные установки реверсивного типа.
Так родилась концепция всем известного сегодня кабельного вейкбординга, а Пат стал родоначальником эры вейк-парков.
В начале Пат реализовал проект Wake Park Project и был эксклюзивным дистрибьютором продукции фирм Sesitec и Unit Parktech, затем он организовал новый проект Waypoint, и в его рамках он уже не только строил, но и полностью управлял созданными им вейк-парками и парками развлечений.
Мы встретились с человеком, который создал систему современного катания, как раз в тот момент, когда он только что завершил работу по созданию одного из своих детищ (Hangar 9 , неподалеку от Хьюстона) и вот-вот закончит еще несколько аналогичных проектов.
"Я ЧАСТО ПРЕДСТАВЛЯЮ СЕБЯ НАЧИНАЮЩИМ ВЕЙКБОРДИСТОМ, КОТОРЫЙ ПРИХОДИТ В ПАРК И ВИДИТ ВСЕ ЭТИ АТТРАКЦИОНЫ. КАКБЫЯПОРАЗИЛСЯ. А ВЕДЬ НА ИХ СОЗДАНИЕ УШЛО МНОГО ЛЕТ УПОРНОГО ТРУДА МНОЖЕСТВА ЛЮДЕЙ".
Когда вы поняли, что канатные парки, это то, чем вы хотите заниматься в жизни?
Когда я жил в Орландо, все, что я знал, это Центр водных видов спорта в Орландо. Я никогда не катался в канатных парках и совсем не интересовался ими до тех пор, пока Шон Перри не заставил меня поехать в Центр водных видов спорта CWC (Филиппины). Тогда мы работали с командой WWA, которая давала там представление (этап Чемпионата Мира), и мы решили попробовать покататься там. Я помню, как мы прилетели туда рано утром, что-то около 6 утра, и я сразу же направился в вейк-парк. И я помню, в каком восторге я был после своего первого прыжка. Канатная дорога превзошла все мои ожидания. Оказалось, что этот парк был разработан компанией Sesitec. Покатавшись в тот день, я подумал: "а что если мне окунуться в этот мир и начать строить канатные парки". Я думал не только о том, как это здорово, но и том, что это поможет приобщить к спорту большое количество людей.
Вернувшись домой, я продолжал об этом думать. Помню, как на холостяцкой вечеринке мы сидели вместе с Мэттом Хикманом, закусывали, и я повернулся к нему, и стал рассказывать ему о парке CWC и о том, как я был увлечен идеей строительства вейк-парков. Я полностью излил ему душу, рассказ об идее, которая не давала мне покоя. А он в то время как раз набирал дистрибьюторскую команду для продажи канатных установок Sesitec в Северной Америке. И, таким образом, мы с Мэттом Хикманом стали работать на Sesitec и развивать рынок Северной Америки.
Вы довольны работой по созданию технологии System 2.0?
Доволен на сто процентов и рад тому, что она сделала для развития спорта. Посмотрите хотя бы на Battle Falls , какое это замечательное место и сколько людей вложили там свой труд в развитие вейкбординга. А такие места, как Jibtopia , Area 52 , Ronix-lake , Shredtown , и другие места в США и по всему миру. Благодаря прогрессу технологий и большей доступности вейкбординга, интерес к нему растет.
Вы занимаетесь столь многими вещами одновременно. Чем отличается ваша новая компания Waypoint от WakeParkProject?
Главной целью нашего проекта Wake Park Project было содействие клиентам, желающим создавать парки, устанавливать канатные системы и проводить мероприятия. Waypoint - совершенно другой проект.
Меня однажды поразило то, какое воздействие оказал вейк-парк на детей и их жизнь. Ко мне приходили ребята, которые говорили: "Огромное вам спасибо за эту неделю. Вы не поверите, но это изменило мою жизнь. Я жил совершенно неправильно. Но после этой недели я бросил наркотики и вернулся в колледж. Спасибо вам за это". Услышать, что вы изменили жизнь человека, значит очень много.
Это совсем не то что, скажем, "Вы построили классный центр", "Вы провели эту чудесную канатную дорогу" или "Вы помогли моему бизнесу".
Поэтому Waypoint дает большую отдачу и служит обществу. Работая с детьми и семьями, мы можем сделать много полезного для общества. Мы стараемся учить их жизни и жизненной философии, стараемся развивать и укреплять положительные черты характера. И делаем мы это через спортивные и развлекательные программы. Поскольку я хорошо разбираюсь в кабельном вейкбординге и вейк-скейте, то эти виды спорта положены в основу программы.
Каким образом вейк-парки могут влиять на жизнь общества?
Через методику обучения и мероприятия. Обучение на местах может сделать многое, но для этого, прежде всего, нужна инфраструктура. Именно на развитую инфраструктуру мы делали упор при строительстве комплекса Hangar 9 (штат Техас). Мы построили кольцевую канатную дорогу Sesitec FSC, и теперь можем проводить здесь послеурочные программы и летние лагеря. В следующем году инфраструктура вейк-парка расширится. То же самое касается и парка SunWest . SunWest расположен в округе Pasco (к северу от Клируотера, Флорида). Там есть аквапарки, можно заниматься греблей и катанием на байдарках, а также йогой на воде и физкультурой на пляже. Также мы открыли 24 волейбольных площадки и проводим там женский волейбольный турнир серии NCAA, поэтому интересно понаблюдать за всем тем, что происходит в парке.
Можете назвать, какие-либо замечательные проекты, которые были созданы без вашего участия?
Таких много. Во многих местах мы просто устанавливаем канатные системы, не участвуя в самом проекте. Например, проект Хеншоу. Мы просто предоставили ему System 2.0, а все остальное он сделал сам. Или Рид Хансен в Battle Falls. Он все там построил собственными руками, и это восхитительно. Это один из моих самых любимых проектов.
Было здорово дать этим ребятам инструменты и посмотреть, что они смогут сделать.
Мне было тяжело закрывать компанию The Projects . Проект Wake Park Project очень расширился, помогая открываться этим паркам. Мы открыли 10 парков с System 2.0 и 15 вейк-парков с кольцевыми лебедками Sesitec FSC. Поэтому мне не верилось, что мы отказываемся от The Projects. Компания The Projects должна была генерировать идеи для развития спорта. Но в нашем спорте и так сейчас происходит столько вещей, столько развития, что в них отпала необходимость. The Projects должны были разрабатывать идеи в лаборатории, но сейчас эти идеи реализуются повсюду, и развитие происходит стихийно, само собой. Поэтому сейчас мы видим свою задачу в том, чтобы предоставлять людям инструменты. Реверс System 2.0, характеристики объекта, технология строительства парков, конструкция и помощь в управлении - мы можем передать очень большое количество информации, и именно для этого существует проект Wake Park Project. А с помощью проекта Waypoint мы помогаем людям. И, благодаря отдаче от этих программ, было не так тяжело закрывать The Projects.
В основе деятельности компании The Projects всегда была идея. И я всегда буду опираться на нее.
Это очень интересно. Это как будто бы она продолжает жизнь. Вы не можете убить идею.
Вам нравится вектор развития индустрии вейк-парков? Куда все это движется?
Да! Все прогрессирует, меняется и становится технологичнее. Был период, когда некоторые ценные сотрудники ушли от нас, теперь они возвращаются. Интересно наблюдать за тем, как они работают. Они стали еще лучше, еще профессиональнее в техническом плане.
Каким достижением в сфере водных видов спорта вы гордитесь более всего? Вы столько всего сделали, можно выделить то, что вам больше всего запомнилось?
Сложно сказать. Возможно, это покажется странным, но это тот парень, который приехал в летний лагерь, отказался от наркотиков, вернулся в колледж, и теперь у него нормальная жизнь.
Вы когда-нибудь оглядываетесь назад, чтобы посмотреть на то, что вы сделали?
Вы существенно изменили облик современного спорта.
У меня до сих пор захватывает дух, когда я вспоминаю тот день, в который я изобрел техническую новинку для вейкбординга, плавучую фигуру под названием "радуга", и в каком восторге я был от этого. Поэтому приятно оглядываться назад и осознавать, сколько всего было сделано и чего мы достигли сейчас. Это немало.
И это не заслуга одного человека. Это труд очень большого количества людей, которые вложили в него всю свою страсть. Я часто представляю себя начинающим вейкбордистом, который приходит в парк и видит все эти "аттракционы". Как бы я поразился, а ведь на их создание ушло много лет упорного труда множества людей. Это то, о чем мы мечтали, когда пришли в спорт, и вот теперь оно перед нашими глазами.